03.03.2016

Литературка

C современной художественной литературой, как и с современной музыкой, у меня отношения чаще всего не складываются.

Вероятнее всего, мы просто не созданы друг для друга. Но я, тем не менее, иногда что-то такое пытаюсь. Без особых надежд, просто так, из вежливости и спермотоксикоза и физиологических потребностей.

Есть у меня привычка: взяв в руки новое потенциальное чтиво, я открываю его где-нибудь посерединке наугад и пробегаю глазами пару абзацев. Это такой тест, маркер. Как правило, двух абзацев мне вполне достаточно, чтоб понять - сложится у нас или можно начинать продумывать пути отхода (обычно срабатывает "извини, дорогая, я ещё не всего графа Толстого осилил").

Этот тест помог мне избежать многих ошибок и разочарований. За свои 10 лет относительно сознательной жизни (с перерывами на пьянки и футбол) я ни разу не читал Донцову, Минаева, Улицкую, Робски, Коэльо, Брауна, чем в открытую нагло горжусь.

Иногда, впрочем, случаются и проколы. Пелевин вот однажды как-то проскочил. Мусолил его "generation P" недели две, недомусолил и сбагрил к чёртовой матери одногруппнице.

Акунин успешно проскакивал с восьмого по десятый класс средней школы. Потом, курсе на втором универа, от скуки решил перечитать перед сном - показалось тоскливой примитивщиной.

Лукьяненко читал совсем немного - "дозоры" в основном. Не фанат я фэнтези-жанра. После Стругацких не впечатляет как-то. По этой же причине как-то не оценил я Дивова, которым практически болели сразу несколько моих друзей и знакомых. Некоторые даже заставляли читать "Выбраковку" своих барышень. Чтоб прониклись. А те не проникались, поэтому замуж их не звали.

Зато очень меня порадовал Павел Санаев своими "похоронами за плинтусом". Продолжения пока не читал. Побаиваюсь разочарования.

Как-то дядя подарил на день рождения книгу с многообещающим названием "Расстрелять" за авторством Александра Покровского. Аннотация обещала неиссякаемый юмор на военно-морскую тематику. Я с некоторой опаской открыл как раз где-то посерединке и уткнулся в рассказ о том, как престарелый старпом, будучи в автономке, схомячил в одну глотку пару-тройку хлебобулочных изделий и заболел кишечной непроходимостью. Жизненно так. У нас в Чешских Будейовицах  спортивном лагере на сборах был аналогичный случай с одним тренером, сильно уважавшим позавчерашнее тушеное мясо с картошкой и запашком разложения... И в том, и в другом случае закончилось одинаково благополучно, все выжили.

Вообще, когда читал Покровского, часто возникало ощущение, что некоторые мои знакомые тайком от всех служили в ВМФ СССР (для чего им пришлось бы родиться на полвека раньше). Типичные такие персонажи с известными человеческими слабостями, привычками и речевыми особенностями. По поводу юмора - он, конечно, присутствует, но по-моему, всё-таки сквозь слёзы.

Знающие люди говорят - на рассказах Покровского уже целые поколения подводников выросли.

А вот обретший в последнее время популярность андеграундный Горчев мне как-то совсем не пошёл. Наверное, потому что открыв его на произвольной странице, я первым делом увидел слова "Х*й" и "П**да", расположившиеся буквально на соседних строчках. Для меня сие есть табу. Хармс и Довлатов, с которым Горчева частенько сравнивают, как-то обходились же без этого самого? И вообще банальная матершина - это для военных и спортсменов. Если же человек ни к тем, ни к другим отношения не имеет, но всё равно матюгается, значит словарный запас короткий. Значит, не хрена становиться писателем. На завод иди, мудило грешное.

Лет семь назад  подарила мне на новый год одна приличная девушка книгу Андрея Россета "Поле битвы - душа" (вот люблю я всё-таки когда мне на праздники книги дарят!). Очень порадовали и стиль, и фабула, и лексика, и оформление в исполнении художника Николая Юдина (царствие ему...). Но если вы убеждённый материалист и слово "эзотерика" для вас немногим лучше лексики из репертуара Горчева, читать такое вам, наверное, не стоит. Хотя чёрт его знает. :)

Недавно случайно наткнулся на ЖЖ некоего Славы Сэ (http://pesen-net.livejournal.com/). Пишет, по-моему, очень даже прелестно, хотя стиль довольно однообразен, поэтому читать его достаточно долго лично я не смог. Тем не менее, подумываю нарыть что-нибудь из его печатной продукции. 

Вот, собственно, и всё. Больше, кажется, из современных никого не знаю. Лимонов, Прилепин, Галковский, Быков и прочие твёрдым шагом прошли мимо меня.