05.07.2006

Хитева

Лет двенадцать назад нам читали это на ночь в пионерлагере, и оно меня поразило:
На  охоту Хитона пошел вместе с братом жены. День близился
к вечеру.
-- Слушай, братец, -- сказал Хитева, -- темнеет! Может,
заночуем, а назад утром пойдем?
Так и решили. Пока солнце садилось, мужчины насобирали
хвороста и развели костер. Подложив под себя кипы листьев, они
легли по разные стороны от огня и стали болтать. В полночь
Хитева позвал:
-- Братец!
-- Чего тебе?
-- Не спи, рано. Расскажи ту историю, которую я от тебя
слышал месяц назад, помнишь?
-- Нет, не могу, совсем засыпаю!
-- Да подожди ты, не спи, лучше поговорим, успеем спать!
-- Да отстань ты, у меня прямо глаза слипаются!
-- Ну, ладно, раз так, то пожалуй, и я подремлю. Некоторое
время оба лежали молча.
-- Братец! -- позвал Хитева опять. Тишина.
-- Братец, подожди спать!
Ответа не было. Хитева почти поверил, что товарищ крепко
заснул. Все же выждав еще, Хитева позвал в третий раз:
-- Братец!
Спутник не отзывался. Он давно проснулся и закрыв глаза,
напряженно ждал. "Пожалуй, больше не стоит спрашивать!" подумал
Хитева. "Спит, значит спит". Он подбросил хворост в костер,
пламя вспыхнуло ярче.
Однако прежде, чем сунуть ногу в огонь, Хитева подождал
еще минут десять. Некоторое время полежав неподвижно, он
встрепенулся и стал будить спутника.
-- Братец, братец, проснись! У меня нога горит!
Лежавший вскочил и помог вытащить ногу из пламени. Затем
он лег снова, по-прежнему наблюдая за Хитевой. Было хорошо
видно, как тот осторожно засовывает ногу в самый жар. Вскоре
тишину леса вновь нарушил вопль о помощи. Товарищ и на сей раз
послушно переложил дымящуюся ногу из костра на землю.
-- Я крепко спал и во сне такая беда приключилась! -
оправдывался Хитева.
-- Да, да, незаметно положил ногу, конечно, конечно? --
поддакивал спутник сочувственно.
Прошло еще время.
-- Помоги быстро, нога горит!
Хитева ни разу еще не кричал так громко. Ночная птица
испуганно снялась с ветки и улетела прочь, но молодой охотник
по другую сторону костра больше не шевелился. "Спит он или не
спит?" размышлял Хитева. Спутник не отрываясь наблюдал за
происходящим сквозь прищуренные веки. Нога Хитевы уже порядочно
обгорела. Он подтянул ее и попробовал переломить. Кость не
поддавалась, и Хитева сунул ногу назад. Опять подождав, он еще
раз попробовал, на сей раз удачно. Отломанную ступню Хитева
швырнул в сторону стоящего рядом дерева, плоды на котором как
раз дозревали и уже начали осыпаться. Ступня повисла в ветвях,
сбитые листья прошелестели в воздухе.
-- Братец, вставай, вон сколько зрелых плодов, а ну,
испечем их в костре, полакомимся! -- завопил Хитева в очередной
раз.
-- Что такое, какие плоды? - спутник делал вид, будто
плохо соображал спросонок.
-- Да вот же, так и сыпятся, только смотри! Запали факел и
беги подбирай!
Товарищ не стал спорить. Он зажег пучок сухих листьев и
пошел в сторону от костра.
-- Врешь ты все, ничего здесь нет! -- крикнул он, озираясь
по сторонам в поисках отнюдь не плодов. Наконец, подняв голову,
он заметил висящую на ветке ступню. Тогда он вернулся к костру
и лег на свое место.
-- Набрал плодов? - раздался вопрос.
-- Нет, не набрал.
-- Да как же, -- причитал Хитева, -- они ведь падали
именно там, где ты их искал!
Теперь каждый из собеседников хорошо знал, что другой
притворяется, но оба продолжали делать вид, будто ничего не
случилось. Вскоре они затихли, по-прежнему лежа по разным
сторонам от костра.
На этот раз Хитева ждал очень долго, прежде чем вновь
подать голос.
-- Братец! - позвал он.
Спутник не отвечал. Тогда Хитева вынул из вещевого мешка
острую ракушку, которую держал на случай, если понадобится
что-нибудь подстругать или заточить. Отломив затупившийся край,
Хитева принялся скоблить обломанный конец берцовой кости,
торчавший из его обугленной голени. Спутник следил за
движениями одноногого, опасаясь уснуть. Хитева же то и дело
отрывался от своего занятия, спрашивал товарища, спит ли тот,
всматривался в его лицо. Не замечая ничего подозрительного, он
продолжал трудиться над костью. Постепенно ему удалось так ее
заточить, что получилось острие не хуже любого копья. В
последний раз Хитона попробовал разбудить товарища:
-- Эй, проснись, костер гаснет, надо его поправить!
Раздавшийся в ответ храп окончательно успокоил одноногого.
Смотря в сторону своего спутника, лежавший лицом к небу, Хитева
заговорил:
-- Когда во всей деревне устраивают облаву на тапира когда
собаки находят след и с лаем гонят животное в мою сторону,
когда сидя в засаде, я уже слышу топот тяжелых ног и треск
валежника, - тоща я становлюсь на изготовку. И когда тапир
совсем уже близко, и громко звучат голоса загонщиков,
направляющих его на меня, тогда, тогда... -- я делаю так!!!
С этими словами одноногий подпрыгнул как кузнечик и со
всего размаху вонзил свою смертоносную ногу в землю. Удар
пришелся точно туда, где секунду назад лежал спутник Хитевы,
успевший отстраниться и вскочить на ноги.
Увидев, что промазал, нападавший метнулся от костра. Он на
ходу превратился в маленькую двуутробку и забрался в термитник.
-- Ах, ты злой дух, сейчас я тебе покажу! -- кричал
спутник.
Схватив пылающую головню, молодой охотник забегал вокруг,
пытаясь увидеть врага. Но Хитева тем временем вновь принял
человеческий облик и скрылся. Охотник же, проведя остаток ночи
в бесплодных поисках, утром вернулся домой.
-- Где ты оставил моего мужа? - спросила сестра.
-- Он задержался, -- отвечал брат мрачно, -- я шел впереди
и не видел его.
Хитева с той поры стал настоящим чудовищем. Если он
отправлялся с кем-нибудь вдвоем на охоту, то возвращался
неизменно один. Своих спутников он бил насмерть отточенной
костью всегда в тот момент, когда они устраивали засаду на
зверя и охота поглощала все их внимание. Случалось так много
раз, и в конце концов индейцы начали относиться к Хитеве с
большим недоверием. Время от времени мужчины предлагали его
убить, а одноногий между тем становился все беззастенчивее.
Например, он пробрался ночью на площадку, где под открытым
небом спали подростки, готовые к посвящению во взрослых
охотников, и переколол ребят одного за другим. А когда люди
собирались посидеть при свете костра, одноногий подкрадывался
сзади, вонзал свою берцовую кость кому- нибудь между лопаток и
убегал.
-- Что-то надо делать, -- сказал однажды какой-то старик,
-- ведь он уничтожит нас всех до единого!
-- Верно! -- поддержал другой.
-- Я предлагаю изготовить куклу из коры пальмы. Если
сделать ей руки и голову и как следует укрепить в земле,
одноногий примет фигуру за человека, нанесет удар и застрянет!
План показался удачным. Из свернутой коры индейцы сделали
туловище, сверху прикрепили изображение годовым рук. Кукла
вышла отличная, мужчины приготовились к решающей схватке.
Поздно вечером деревенская площадь опустела, все спрятались.
Показался одноногий. Он подбежал к одинокой фигуре и нанес свой
обычный удар. Кость застряла в мотке коры. Пока нападавший
скакал на одной ноге, пытаясь освободиться, мужчины бросились
на него и убили.
Подвели старика опознать труп. Мальчик перевернул убитого
лицом вверх, старик наклонился и с удивлением произнес:
-- Ох, дети мои, вы может думали, что это кто-то другой, а
это ведь наш Хитева!
Содрано отсюда. Там много чего еще веселого есть...

23.04.2006

Размышления о смысле жизни [из старой тетрадки]

Вот, полюбуйтесь: нашел в уже довольно старой тетрадке, и удивился. Мысли действительно интересные, хотя и показывают, что раньше я явно был слегка более наивным. Тем не менее, решил не подвергать этот текст никакой правке.

Размышления о смысле жизни

(очень краткий сборник мыслей и афоризмов)
(потребность самовыражения, возникнувшая в два часа ночи)

1. Нельзя стыдиться лучшего, что в нас есть.

2. Жертва - это сапоги всмятку.
Бессмысленная жертва - особенно.

3. Настоящее спокойствие может быть только после смерти. Пока мы живы, мы беспокоимся.

4. Наша жизнь - это, в сущности, последовательность ошибок, которых мы совершаем. Те, кто никогда не ошибаются, не живут.

5. Некоторые вещи нельзя понять или рационально осмыслить. Во всяком случае, лучше не пытаться этого сделать.

6. Нельзя отказываться от лучшего, что в нас есть.

7. Борьба между чувствами и долгом всегда обречена на поражение - того, в ком эта борьба происходит.

8. Кажется, как будто можно убедить себя в чем угодно. И все же делать это никому не хочется.

18.04.2006

Прогулка и ключ

Все началось с того, что в субботу, 15-го апреля, я пришел в институт, накупив по пути много всякой тяжелой и вкусной еды (вроде хлеба, разных булочек и двух килограммов яблок) только для кого, чтобы обнаружить, что моя пластиковая карта-ключ от дверей института никак не хочет открывать дверь.

"Вот незадача!" - подумал я. "Еще вчера ведь все работало! А теперь не попасть в институт и не заменить ключ до первого рабочего дня, то есть до вторника!"

Погуляв немного по центру и посидев немного на скамейке в садике у главного здания университета, я решил, что все это, видимо, знак мне не особо напрягаться перед Пасхой, а побольше отдыхать и гулять на свежем воздухе, и что все это - не худшее, что могло случиться со мной.

Подумав таким образом, я отправился гулять. Пройдя вдоль Poppelsdorfer Allee и выйдя к одному из зданий математического института университета, я увидел проезжающий мимо 620-й автобус с надписью "Venusberg / Nervenklinik".

"Ага!" - подумал я. "Туда-то мне и нужно!" И отправился в сторону Venusberg - холма, на котором стоит местная телебашня и вокруг которого довольно красивый лес-заповедник (что-то вроде нашего лесопарка). Продвигаясь дальше на юг по Clemens-August-Straße мимо ботанического сада, я зарегистрировал несколько забавных названий поперечных улиц - вроде Katzenburgweg (Кошкоградский переулок по-нашему). Сначала я подумал, что Katzenbergweg было бы более уместно, но потом понял, что выражение "кошачья горка" (или может быть даже "кучка") может быть понято превратно, и потому лучше оставить все как есть.

Дойдя до Poppelsdorfer Platz, я понял, что мой маршрут начинает напоминать мне мой же маршрут более чем годовой давности, и решил заодно продублировать путь, что я прошел в достопамятный день 13-го марта прошлого года. Для этого нужно было всего лишь повернуть вскоре после площади налево - на пешеходную Nachtigallenweg и начать подниматься в гору.

Интересно, что эта пешеходная/велосипедная дорожка целых три раза пересекает более извилистую (и пологую) автомобильную дорогу, и в итоге идет почти параллельно ней. Между первым и вторым пересечением есть пара загонов, мимо которых шел мой путь; раньше в них паслось несколько лошадей, но сейчас там никого не оказалось. Только в последнем из них я обнаружил двух гусей и овцу. "На безрыбье и рак рыба!" - подумал я и пошел дальше.

Вскоре после третьего пересечения справа от меня началось большое огороженное пастбище, на котором раньше тоже паслись коники (в данном случае коники - это вовсе не плоские кривые второго порядка, как можно было бы ожидать от математика, а всего лишь такие довольно симпатичные животные), но на этот раз и здесь оказалось пусто. Правда, когда я дошел до Melbweg, я увидел впереди по курсу пастбище с кониками - но как раз тут мне нужно было поворачивать наверх и подниматься в гору по Melbweg, по направлению к телебашне. Я решил рассмотреть коников получше на обратном пути и повернул налево.

Здесь пешеходная дорожка оказалась огорожена, раскопана посередине по всей длине и снова закопана, а рядом с ней валялся кусок водопроводной трубы. Видимо, ее перекопали для замены трубы, да так и не заасфальтировали как следует и не убрали ограждения. Пришлось часть пути идти слева от дорожки, где было довольно грязно.

Поднявшись наверх, на Robert-Koch-Straße, улицу с оживленным движением (я заметил еще один 620-й автобус), я постоял немного на автобусной остановке, посмотрел на оказавшуюся совсем рядом телебашню и на расположенной на противоположной стороне улицы лес, погрустил немного и пошел дальше - направо по Robert-Koch-Straße, и дошел почти что до верхушки холма, где эта улица заканчивается. Там я перешел на другую сторону и полюбовался на лес, через который в этом месте проложено сразу несколько дорожек в разных направлениях. После этого я ушел в противоположную сторону от леса - сначала направо на Bodelschwinghweg, через два квартала - налево на Wacholderweg, затем почти сразу - снова направо на Borkenweg, и через пару кварталов - снова налево на Am Paulshof, тем самым повторив свой маршрут 13-го марта прошлого года (помнится, тогда как раз незадолго перед этим шел снег, и было полным-полно следов; это контрастировало с нынешним положением дел). Продолжив свой путь, я пересек Haagerweg и добрался, пройдя еще один квартал по Sertürnerstraße, до Sigmund-Freud-Straße (как же без этого?). На противоположной стороне улицы был боковой вход в обещанную табло автобуса Nervenklinik; изучив ее карту на стенде и решив, что пока что мне туда рано, я отправился в обратный путь. На этот раз я дошел до конца Am Paulshof и ушел по пешеходной дорожке налево в лесок; затем я повернул направо и, выйдя из леса, увидел с другой стороны то самое пастбище с кониками, что я заметил раньше. Налюбовавшись на коников, я стал медленно возвращаться по Nachtigallenweg.

Здесь все было довольно обыденно. Интересно только, что, пересекая в очередной раз Robert-Koch-Straße, я буквально натолкнулся на едущего по ней на велосипеде профессора Хардера, о котором я как-то уже рассказывал в этом дневнике. Мы поздоровались, и он спросил у меня, что я здесь делаю, и не живу ли я в этой местности. Я рассказал ему мою горестную историю и сказал, что я решил просто погулять в этих краях. Он дал мне пару советов по поводу того, что здесь можно посмотреть, и сказал, что не может помочь мне с ключом, поскольку оставил бумажник дома, так что мне придется заниматься математикой дома. Попрощавшись, я отправился дальше - как раз в сторону центра и моего дома, который был примерно в том же направлении, что и центр, но чуть дальше.

Дойдя до института, я выяснил, что мой ключ по-прежнему не работает, и пошел искать место, где бы поесть. После этого отправился домой. Нужно было еще как-нибудь сообщить родителям и другим заинтересованным лицам, что я не окончательно потерялся, и что во вторник они смогут обрести меня снова. Проходя мимо аптеки, я уыидел, что сегодня +13, 764 мм ртутного столба, влажность - 65%. Чуть дальше я обнаружил стойку с тремя таксофонами в ряд.

Конечно же, я воспользовался одним из таксофонов и своей телефонной картой, чтобы коротко позвонить маме; еще я воспользовался их новомодными функциями, чтобы отправить e-mail и sms (по 30 центов за сообщение; удивительно, что все сообщения действительно дошли до адресатов). Все бы хорошо, но какой-то пришедший позвонить дед сильно удивился, увидев, как бодро я нажимаю на кнопки с повешенной трубкой, и попытался мне намекнуть, что для того, чтобы говорить по телефону, нужно снять трубку. Я отмахнулся, а дед, видимо, решил, что это я так ломаю их немецкий таксофон, и потому следил за всеми моими действиями даже после того, как сам закончил говорить.

Придя домой, я достал старую тетрадку, чтобы немного позаниматься математикой, и наткнулся на собственные размышления о смысле жизни, написанные года полтора назад. Они показались мне забавными, и я решил как-нибудь опубликовать выдержки из них в этом дневнике.

На этом мой день прогулок и воспоминаний закончился.

16.02.2006

Не могу не поделиться

В предвкушении написания разделов с третьего по шестой того хитрого математического текста, что я сейчас пытаюсь сочинить, я решил поискать в книжках и интернете, не знает ли случайно кто-нибудь, что такое внутренняя монада (inner monad). Дело в том, что это понятие играет важную роль для моего замысла, и хотелось бы иметь возможность ссылаться на какой-нибудь подходящий источник, вместо того, чтобы самому излагать основные свойства этих самых внутренних монад (придуманных мной пару недель назад - но не может быть, чтобы до меня никто не догадался!)

Набираю я в гугле запрос "inner monad", и что же вижу?
And because the Inner Monad absorbed all solar powers and virtues of his Initiation, divided the Christic light from the darkness of the Ego; thus, the Terrestrial Man was filled to the rim with his own Karma and Darkness of his ego, and entered into his own spiritual night. Thus, feeling disgraceful he uttered:
"My God, my God, why hast thou forsaken me"
Страшно...

Да, кто там интересовался, монадой какого рода является K.O.T.?

26.01.2006

Специально для Вани

На этот раз это именно оно - обещанное описание Ольги.

Давно собирался как-нибудь записать его, да все руки не доходили. Поэтому напишу сегодня, благо повод есть. В отличие от главного героя - Вани - Ольга не имеет реальных прототипов. Поэтому ее описание сочиняется гораздо сложнее. К тому же женщин вообще понять невозможно, к ним можно только привыкнуть (обычно так говорят про квантовую механику, но ее-то как раз понять можно). Как же тогда придумывать женские образы? Единственное, что меня утешает - большинство писателей мужчины, и по крайней мере некоторые из них неплохо справляются с женскими образами.

И еще небольшой Disclaimer. В то время, как выдуманный мною Ваня был намеренно наделен определенными чертами настоящего Вани, точнее, его проекции на наш форум, у Ольги нет сколько-нибудь реального прототипа среди посетительниц этого сайта. Я ее наделил чертами нескольких знакомых девушек (по принципу "с мира по нитке"), но ни одна из них, насколько мне известно, даже не знает про этот замечательный сайт. Поэтому прошу считать все совпадения случайными.
Итак, Ольга. Она примерно одного возраста с Ваней - может быть, старше на несколько месяцев. Роста она чуть выше среднего. Волосы у нее в основном темные, а глаза - голубые. Чтобы покончить с описанием внешности, скажу еще, что она довольно симпатична, хотя красавицей ее назвать нельзя. Ее окружает ореол трагичности и невысказанного страдания, который, несомненно, должен придавать ей дополнительное очарование в глазах такого закоренелого романтика, как Ваня. Ольга происходит из небогатой семьи. Ее отец - отставной полковник. В свое время он был очень известен и отличился в нескольких военных кампаниях, затем он попал в опалу, а позже ему все же выделили пенсию и разрешили жить в том самом кавказском городке, где и расквартирована та часть, в которой он когда-то служил и в которую теперь приехал служить Ваня.

Ольга несчастна. Когда ей было семнадцать лет, ее выдали замуж за тридцатипятилетнего майора С., которого она так и не смогла полюбить. Ее отец, впрочем, выдал ее замуж не без колебаний, но он стал уже довольно стар, и позволил С. убедить себя, что это необходимо для будущего его дочери, и что с ним ей будет хорошо и ни в чем ей не придется себе отказывать. Впрочем, и Ольга тоже позволила себя уговорить. Не будем столь строгими по отношению к семнадцатилетней девушке, которая никогда до этого не испытывала любви. Она искренне поверила, что любовь - далеко не самое важное в ее жизни, и что она в состоянии если и не полюбить майора С., то хотя бы стать ему хорошей женой.

Ольга все же очень порядочная женщина. Поэтому тот факт, что она так и не любит своего мужа, заставляет ее страдать еще сильнее. К тому же она упорно не хочет заводить детей от С., для чего идет на разнообразные уловки [ действие-то происходит в XIX веке! ]. В общем, нелегко ей живется, да и неинтересно ей в провинциальном городке, и, что самое страшное, нет у нее никакой надежды.

Вот так. Страшно? Какое-то у меня чересчур статичное описание получилось. Неживая какая-то героиня. Хотя очень может быть, что это как раз очень хорошо вяжется с ее образом. Чтобы прибавить немного динамизма, упомяну, что, как все уже догадались, по сюжету Ваня влюбляется в Ольгу, причем эта любовь оказывается взаимной. Конечно же, не все так просто, и главные герои в течение долгого времени считают себя не вправе как-либо показывать свои чувства, но помучаться им придется.

Такой вот мир жестокий. Или я? В любом случае, СПРАВЕДЛИВОСТИ НЕТ. Но по сюжету никто не умирает - не люблю я ложный пафос. Так что все закончится почти хорошо.

Все будет хорошо. Человечество ждет счастливый конец. ((c) Михаил Успенский)

25.01.2006

Hasta la victoria siempre

Вы уже, наверное, подумали, что я собрался с духом и накатал очередную запись на десять экранов. Или что я хотя бы решил сочинить описание Ольги, которого так ждет Ваня. А вот и нет. Расскажу-ка я лучше об одном плакате (скорее даже агитке), замеченном сегодня по пути в столовую.

Что же особенного было в этом плакате? По всей видимости, это был обычный призыв голосовать за данного кандидата на каких-то местных выборах. Изображена какая-то женщина неопределенного возраста, внизу написано ее имя, вверху - что-то вроде "Выбери нашего кандидата", а в верхнем левом углу наискосок чуть более крупным шрифтом написано "Hasta la victoria siempre".

Ну и дела, подумал я. Даже здесь про нас слышали. Только вот женщина нарисована не та, но это у них, по всей видимости, просто от временного недостатка информации. Думаю, к следующим выборам ошибка будет исправлена. Особенно если провести здесь информационно-пропагандистскую кампанию.

А вы проголосовали бы за Victori'ю, если бы она выдвинула свою кандидатуру на очередные выборы под лозунгом "Hasta la Victoria siempre"?

23.12.2005

Ваня - реальный и выдуманный

Сначала я хотел назвать эту запись более хитро - "О вреде морального эксгибиционизма", например. Или хотя бы "За что мы любим Ваню?". Потом решил, что общественность и Ваня меня не поймут, и решил ограничиться более простым вариантом. Так или иначе, о Ване я хочу написать уже очень давно, да все времени нет.

Ваня - замечательный человек. Я уверен, что он на самом деле очень хороший и умный, пусть и с определенными недостатками и комплексами. В конце концов, у кого из нас нет недостатков? Несколько разных людей, знакомых с Ваней лично, говорили, что в жизни он ведет себя очень даже вменяемо - во всяком случае, совсем не так, как на форуме. Интересно, правда? Такое вот своеобразное преломление личности на просторах Сети и особенно этого лучшего из студенческих форумов.

Я не могу придумать сколько-нибудь вразумительного объяснения этому эффекту. Да, да, я знаю, Ваня именно в этом меня постоянно и обвиняет - я все время пытаюсь придумать различные скрытые мотивации для его поведения, которые он считает полностью необоснованными. Может быть, он и прав - нечего судить о человеке, с которым я даже лично не знаком, не являясь при этом как минимум профессиональным психологом. Отметим, правда, что и Ваня не является профессиональным биологом, а про собачек, обезьянок и генетику порассуждать любит. Думаю, он в состоянии понять и мою маленькую слабость и простить ее, тем более, что продиктована она искренним интересом к людям, к Ване, в частности.

Я думаю, многие уже заметили, что на просторах форума Ваня ведет себя, как профессиональный революционер. Вот что я в какой-то момент написал о Ване в личном письме:
Из таких, как Ваня, вырастают профессиональные революционеры. Они всегда громко обличают преступления кровавого режима, гибнут как мухи до и во время революции, а если ее переживают, начинают бороться со своими бывшими соратниками, которых они обвиняют в предательстве идеалов революции. В итоге все равно погибают. Нельзя быть врагом любому режиму.
Затем я выразил свою надежду о том, что Ваня все же поймет, почему нельзя так делать и исправится. Хотя, возможно, для этого ему придется в каком-то смысле стать хуже. Вечный вопрос - что лучше: мертвый лев или живая собака (щенок овчарки, например)?

А вот интересно: я все время утверждаю, что Ваня думает, что он является единственным (по крайней мере, единственным на форуме) носителем высшей моральной истины, и потому он на голову выше всех нас не только в буквальном, но и в моральном плане. Более того, Ваня постоянно использует (как мне кажется) свою показную высокоморальность для того, чтобы самоутверждаться и подавлять остальных своим (мнимым, но искренне воображаемым) моральным превосходством. Именно так я понимаю выдуманный моим младшим братом термин "моральный эксгибиционизм". Определенная защитная реакция - что-то вроде "может быть, я не столь богат, красив или умен, как некоторые из вас, но зато у меня есть определенные моральные устои и я всех вас лучше, а вы все подлецы". Интересно, у Вани действительно заниженная самооценка? По крайней мере, ясно, что на отсутствие интеллекта Ване грех жаловаться - дело не в этом.

Забавно, что именно поэтому Ваня считает, что определенные правила форума его совершенно не касаются - ведь когда он их нарушает (скажем, выступает с критикой администрации), он искренне полагает, что те высокоморальные принципы, которые побуждают его так поступать, полностью оправдывают подобное нарушение правил. Хотя, конечно же, следует отметить, что Ваня обычно очень корректен в споре и редко опускается до банальных оскорблений. Это одно из качеств, за которые я его искренне уважаю. Пусть даже мне и кажется странным, что Ваня порой принимает слишком близко к сердцу все, что пишется на форуме, и, похоже, считает нас с братом чуть ли не своими врагами номер один, хотя я несколько раз выражал свою искреннюю к нему симпатию. Однако эта симпатия не должна мешать мне анализировать его поведение и замечать его недостатки.

Хочу еще раз отметить: я не хочу судить или тем более осуждать Ваню. Я считаю, что я не вправе вообще кого-либо осуждать. В конце концов, я же не являюсь носителем каких-то особых моральных ценностей.

У меня небольшая просьба к Ване, если он все же прочтет эту запись в моем дневнике: Ваня, пожалуйста, не воспринимайте эту запись как "наезд", требующий обязательного "симметричного ответа". Это не так.

Теперь мне все же следует объяснить, почему я посвятил Ване целую запись в своем дневнике. Чем обусловлен мой интерес к его персоне, который некоторым может показаться чрезмерным и противоестественным? Все очень просто. Помимо того, что Ваня - один из самых ярких посетителей этого сайта, некоторыми своими чертами он мне поразительно напоминает самого себя где-нибудь семилетней давности. Помню, тогда я тоже никак не хотел смириться с постоянно существующей в этом мире несправедливостью, и постоянно возмущался по поводу того, как все устроено, пусть даже это не раздувалось до таких масштабов, как у Вани. Когда я стал постарше, я понял, что так или иначе нужно принимать этот мир таким, каков он есть, и перестал постоянно возмущаться несправедливостью. Думаю, Ваня когда-нибудь тоже придет к этому и примет, как и все, "причастие буйвола".

Я хочу завершить эту, уже довольно длинную, запись описанием некоего выдуманного Вани из того рассказа или пьесы, что я как-то грозился написать. По моему замыслу, действие должно происходить в России второй половины XIX века. Главный герой - Ваня, молодой человек лет двадцати из семьи обедневших дворян. Ваня воспитан на старых дворянских понятиях о чести, почти забытых к этому времени. Это позволяет ему считать себя выше в моральном плане своих немногочисленных знакомых - по большей части из более обеспеченных семей купцов - и общаться с ними на равных или даже свысока, несмотря на различие в материальном положении. Его знакомые слегка подсмеиваются над Ваней и его старомодными представлениями о чести, и время от времени безуспешно пытаются объяснить ему, что к чему. Тем не менее, они охотно общаются с Ваней, покольку Ваня очень интересный и умный собеседник. Незадолго до описываемых событий Ваня закончил военное училище, и был отправлен служить в небольшой городок на Северном Кавказе. Военное дело, особенно муштра и субординация, претят романтически настроенному Ване, но военное образование оказалось единственно доступным ему, поскольку было для него бесплатным в связи с былыми подвигами его деда на войне 1812 года. Втайне Ваня мечтает забросить карьеру офицера и стать поэтом. Помимо этого, Ваня увлекается биологией и особенно недавно появившейся теорией Дарвина, что придает его поступкам определенный оттенок комичности - например, когда он посреди пламенного признания в любви вспоминает об обезьянках и их инстинктах, что вряд ли может быть по достоинству оценено его избранницей. Ваню мучает отсутствие у него возлюбленной - он считает, что все его проблемы из-за того, что рядом с ним нет настоящей Женщины, и находится в постоянном ее поиске, переживая из-за разрушения выдуманного идеала при его столкновении с реальностью в лице очередной его пассии. Видимо, именно из-за этих его качеств он, оказавшись в новой для него обстановке небольшого военного городка, почти сразу же влюбляется в главную героиню.

Ну и так далее. Про главную героиню, которую должны звать либо Анастасия, либо Ольга (не спрашивайте почему - я сам не знаю), пока ничего писать не буду, хотя у меня есть и ее примерное описание. Скажу лишь, что любовь приводит Ваню сначала к новым мукам, а затем - к своеобразному очищению и преображению.

Такой вот анонс у меня получился. Все равно ведь никогда не напишу - зачем тогда помещать в своем дневнике подобные отрывки? И причем это здесь - Ваня выдуманный и Ваня реальный? Как говорится, начали за здравие, а кончили за упокой. Ну, у меня всегда так...

11.11.2005

Строгие определения

(посвящается М. Равдоникасу)

Перемещение быдла в пространстве описывается специальным векторным полем - т.н. быдлополем (единица измерения - Гоп/м). Быдлопоток через заданную поверхность может быть вычислен как интеграл по этой поверхности скалярного произведения вектора быдлополя и вектора единичной нормали к поверхности. По теореме Стокса быдлопоток через замкнутую поверхность, ограничивающую некоторую область пространства, равен объемному интегралу дивергенции быдлополя по этой области. Поясню для неспециалистов, что дивергенция быдлополя - скалярная величина, принимающая положительные значения в тех точках пространства, которые являются источниками быдла ("быдлоиспускатели") и отрицательные значения в точках, поглощающих быдло ("быдлопоглотители").

Домашнее задание: увязать эти определения с эмпирическими данными Равдоникаса и составить карту дивергенции быдлопотока в окрестности вашего дома.

05.11.2005

Два года

В то время, как форумская общественность готовится к предсказанному на сегодня Формагеддону, я отмечаю вторую годовщину дня своего приезда в Бонн. Надо же, какой я все-таки мелочный и эгоистичный - нет чтобы задуматься о спасении души. Да и не такая уж это и примечательная дата - два года с какого-либо события.

Все же я очень ленив. За все это время я не удосужился толком выучить немецкий. В институте говорю со всеми на английском или на русском, благо русских и русскоговорящих здесь гораздо больше, чем немцев. Для общения в столовой, магазинах и т.п. особо хорошо знать язык не надо. Читать художественную литературу на немецком мне некогда и лень. Плохо все это, правда? Нет чтобы почитать Гете или Гейне...

Удивительно, что в Бонне попадается довольно много людей, говорящих по-русски. Я уже начинаю сомневаться, что нужно вообще учиться немецкому. Лет через двадцать-тридцать на нем будут говорить разве что местные турки и латиноамериканцы с неграми. А все остальные переучатся и будут говорить по-русски. Вы скажете, что я несколько преувеличиваю. Судите сами.

Захожу я несколько дней назад в ближайший "Plus" (это такая сеть недорогих супермаркетов) обменять шесть пустых бутылок из-под лимонада на две полных (прям как в анекдоте - зайчик копил-копил деньги и купил себе машину, а на следующий день волк сдал все бутылки и приобрел самолет). Пока я стою в очереди в кассу, мне начинает казаться, что стоящие передо мной девушка с парнем некоторые слова (не все) говорят по-русски. Через какое-то время мои подозрения перерастают в уверенность. Когда подходит их очередь, и содержимое их тележки постепенно проходит мимо сканера усилиями кассирши, выясняется, что стоимость всего этого хлама (из разряда "купили много еды, а есть толком нечего") 28 евро 12 центов. Парень достает кошелек, "светит" десятку, ищет дальше, показывает всем двадцатку и продолжает что-то искать дальше. Девушка не выдерживает и говорит по-русски: "Что ты делаешь? Дай двадцатку и десятку, проще будет". Кассирша тоже включается в разговор и говорит: "Действительно, так проще будет". Я чуть не рассмеялся на месте. Забавно - как минимум четыре русскоговорящих человека случайно оказались около меня.

Сегодня уже в другом "Плюсе" я наблюдал пожилую русскоговорящую пару. Внешне - типичные бабка с дедкой, так что я даже не удивился, когда заметил, что они говорят между собой по-русски. Меня особенно порадовало, что они называют евроценты копейками. Я тоже так иногда делаю.

В студенческой столовой довольно часто говорят по-русски. И одна из уборщиц/посудомоек там точно русская, о чем я узнал совершенно случайно. В местной опере работают на постоянной основе довольно много русских певцов и просто сотрудников. А когда на улице видишь более симпатичных, чем в среднем, девушек, они тоже довольно часто (но не всегда) говорят между собой по-русски.

Только что у меня зазвонил телефон. Выяснилось, что ошиблись номером - им была нужна какая-то Ирина Капранова, если я правильно помню. Все бы ничего, только вот разговор этот, как вы уже догадываетесь, был полностью на русском.

Ну и зачем теперь учить немецкий язык?

29.10.2005

SPAM

Сразу после пробуждения в голову приходят всякие странные мысли. Вот сегодня утром, например, я подумал: "Вот я тут дрыхну, а спамер, между прочим, не дремлет."

Захожу я в свой дневник, и что же вижу?

SPAM

ОНИ
добрались и до моего дневника! Что же теперь делать?

Горе мне, горе...